Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертизаОсновным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую в различных случаях зачастую называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из указанных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и правильным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это название более 7 лет назад, основная масса судей, следователей, юристов, адвокатов все также продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не определяя точного вида экспертизы.

В результате такого абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в общей практике довольно часто появляются ситуации, когда в офис какого-либо учреждения, где присутствуют тоже бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), поступают материалы уголовного дела, где требуются познания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги).

Возникает нехорошая ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без надлежащего исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются в следствии элементарной неграмотности участников судебно-следственного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние проезжей части, обочин;

• текущее состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение автомобиля и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и прочих участников по покрытию автодороги;

Выявление обстоятельств, связанных с обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: отсутствие должных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей, неправильная разметка дорожного покрытия и иные негативные условия ситуации.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту требуется предоставить материалы административного, уголовного, гражданского дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.